24 ноября 2015 года в 9 часов 15 минут (мск) российской авиационной группе, находящейся в Сирии, поступила боевая задача нанести удар в районе населенных пунктов Кепир — Мортлу — Захия на севере страны в провинции Латакия — это горная часть, где сосредоточены боевики, в основном выходцы из Российской Федерации. Для её выполнения были определены два экипажа самолётов Су-24М, в том числе экипаж в составе подполковника Олега Пешкова и штурмана капитана Константина Мурахтина.

В 9 часов 42 минуты самолёты взлетели с аэродрома «Хмеймим». Экипажам была назначена зона дежурства в воздухе в районе населенного пункта Маарет-Эн-Нууман на эшелонах 5800 метров и 5650 метров соответственно.

Через 20 минут после занятия самолётами зоны дежурства в воздухе с командного пункта авиабазы «Хмеймим» поступила команда на уничтожение скопления боевиков в заданном районе. Экипажи последовательно произвели бомбометание по двум заданным целям и осуществили повторный заход для поражения оставшихся двух назначенных целей. В 10 часов 24 минуты экипаж подполковника Пешкова выполнил бомбометание по цели, расположенной на удалении 5,5 километров к югу от госграницы Турции и после этого был сбит ракетой «воздух-воздух» самолётом F-16 турецких ВВС, взлетевшим с аэродрома 8-й авиабазы «Диярбакыр», расположенного на территории Турции.

По данным главнокомандующего Воздушно-космическими силами (ВКС) РФ генерал-полковника Виктора Бондарева, F-16 устроили в небе засаду для Су-24М, так как им бы не хватило времени на подлет с близлежащего аэродрома. Су-24М находился в зоне обнаружения радиолокационной станции ВВС Турции в течение 34 минут.

В 10 часов 25 минут руководитель полётов российских самолётов зафиксировал пропадание радиолокационной отметки на индикаторе кругового обзора от Су-24М. На его дальнейшие запросы и запросы экипажа самолёта ведущего подполковник Олег Пешков не отвечал.

Командир экипажа и штурман успели катапультироваться до крушения самолёта, но истребитель был сбит над районом, где шли бои между сирийской армией и террористами.

Командир Олег Пешков, оказавшийся близко к позициям джихадистов, погиб в результате обстрела боевиков с земли во время приземления. Позже о своей причастности к убийству лётчика заявил гражданин Турции Альпарслан Челик.

Читайте также  Продукция «Технодинамики» прошла испытание «огнём» в Израиле


См. также: Русское высокоточное оружие — промежуточные итоги сирийской кампании

Штурмана Константина Мурахтина отнесло ветром в сторону, и точность стрельбы крупнокалиберных пулемётов оказалась неэффективной. Он приземлился неповреждённым и, чтобы не перехватили боевики, тут же отключил аварийный маяк, зная, что автоматически поданный им сигнал бедствия уже принят на российской авиабазе. После этого постарался максимально удалиться от места приземления. Пройдя по горам около пяти километров, он нашёл укрытие, в котором и замаскировался.

Через 15 минут после того, как стало известно, что самолёт сбит, началась поисково-спасательная операция с целью эвакуации российских лётчиков с места приземления. Она продолжалась более 12 часов. Операцию проводили российские и сирийские спецподразделения с привлечением вертолётов Ми-8. В ходе неё один из вертолётов в результате огня из стрелкового оружия получил повреждения и совершил вынужденную посадку на нейтральной территории. В вертолёте находилась спасательная группа — 12 человек. В результате обстрела вертолёта погиб российский морской пехотинец Александр Позынич, участвовавший в спасательной операции.

Сирийские военные вовремя среагировали и под огневым прикрытием вывели группу из-под удара. Проведёнными действиями личный состав поисково-спасательной группы и экипаж вертолёта были эвакуированы. Вертолёт был уничтожен миномётным огнём с территории, подконтрольной бандформированиям. Операция по поиску и спасанию экипажа подбитого российского бомбардировщика продолжилась.

Кроме группы поиска в данном районе также активно вели охоту за российским пилотом боевики и ряд других подразделений, оснащённых современным специальным оборудованием для пеленга.


См. также: Су-35С будут нести круглосуточное дежурство в минутной готовности к взлёту

Поэтому штурман вел себя очень осторожно и не выходил в эфир, хотя у него была аварийная УКВ-радиостанция индивидуального пользования.

Обнаружить сбитого пилота спасателям помогла специальная аппаратура, входящая в комплект НАЗ (носимый аварийный запас). Благодаря системе кодирования, правильный её сигнал может принять только специальная аппаратура, а чужаков она отправляет совсем в противоположную сторону. Поэтому джихадисты и не смогли обнаружить российского пилота, хотя порой в процессе поиска приближались к Мурахтину едва ли не на расстояние нескольких метров.

Читайте также  В Москве введён в эксплуатацию новый Центр управления полётами

Штурман сумел продержаться на вражеской территории 12 часов, пока ему на выручку не подоспели российские морпехи и сирийский спецназ. Константин Мурахтин был доставлен на военную авиабазу около четырёх утра 25 ноября. Как только лётчик оказался в безопасности, по району, где проходили его поиски, в течение длительного времени наносились массированные удары российскими бомбардировщиками и реактивной артиллерией сирийских правительственных войск. Действовавшие в этом районе террористы и другие таинственные группы были уничтожены.

Тело погибшего командира Су-24 Олега Пешкова оказалось у боевиков. 29 ноября оно было передано из Сирии турецким властям. На следующий день его отправили в Россию. 2 декабря погибшего лётчика похоронили в Липецке.

Морского пехотинца Александра Позынича похоронили на его родине в Новочеркасске в Ростовской области.

Указом президента РФ Олегу Пешкову посмертно было присвоено звание Героя России. Константин Мурахтин и Александр Позынич (посмертно) награждены орденами Мужества.

Лётчики Олег Пешков (посмертно) и Контантин Мурахтин также были награждены орденами и медалями Сирийской Арабской Республики.


См. также: Повреждения «чёрного ящика» не позволят узнать, где был сбит Су-24

Сразу после инцидента со сбитым российским военным самолётом президент Турции заявил, что Су-24 вторгся в турецкое воздушное пространство, и в течение пяти минут ему было сделано десять предупреждений, а также что ВВС Турции действовали в рамках правил реагирования на угрозы.

Генштаб РФ заявил, что самолёт границу не пересекал, это подтверждают данные сирийской ПВО. Российский лётчик, который был спасён в Сирии после падения Су-24, рассказал, что Турция никак не предупреждала экипаж о якобы нарушении границы этой страны — «ни по радиообмену, ни визуально», «вообще не было контакта».

Российский военный атташе в Турции посетил генеральный штаб турецких вооруженных сил, чтобы получить материалы якобы имевших место 24 ноября аудиопереговоров экипажа турецкого истребителя F-16 с пилотами российского бомбардировщика Су-24. Однако ему было сообщено о невозможности передачи каких-либо материалов, касающихся атаки 24 ноября турецким истребителем F-16 российского самолёта. Более того, представители турецкого генерального штаба сообщили, что какие-либо подобные материалы в СМИ они не распространяли.

Читайте также  Стоимость авиабилетов в Крым остаётся необоснованно высокой

От турецкой стороны после трагедии не последовало ни извинений, ни предложений помощи в поиске и эвакуации экипажа. Президент РФ Владимир Путин назвал удар по российскому самолёту «ударом в спину» со стороны пособников террористов и подписал указ о мерах по обеспечению нацбезопасности и специальных экономических мерах в отношении Турции. По распоряжению президента РФ российская военная база в Сирии была оснащена комплексом ПВО С-400. Кроме того, все действия ударной авиации РФ в Сирии теперь осуществляются только под прикрытием истребителей Су-35С и Су-30СМ.

В конце июня 2016 года президент Турции Тайип Эрдоган сделал первый шаг для налаживания отношений, направив российскому руководству письмо, в котором извинился за сбитый самолёт Су-24, выразил слова сочувствия и соболезнования в связи с гибелью его пилота. Этим жестом Анкара выполнила условия, поставленные Россией: принесла извинения и начала следственные действия по отношению к предполагаемому убийце российского лётчика.


См. также: МО располагает доказательствами, что Су-24 не нарушал воздушное пространство Турции

Имя погибшего в Сирии пилота российского Су-24 Олега Пешкова увековечено на стеле памятника погибшим лётчикам на площади Авиаторов в Липецке, мемориальная доска памяти лётчика установлена в селе Косиха под Барнаулом, где Пешков родился и вырос. Школе в Липецкой области, где учатся дети героя, и где он сам не раз выступал на уроках мужества, присвоено его имя.

Ученики алтайской школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой получают стипендию имени Пешкова. В Екатеринбурге, где Олег Пешков учился, установлен его барельеф. Ещё один бюст находится в военной части Белогорского района Амурской области, где Герой России прослужил семь лет. В Липецком авиацентре его имя было присвоено бомбардировщику Су-34, который пилотирует полковник Юрий Грицаенко, под командованием которого служил Олег Пешков.

По материалам РИА Новости, сообщений в СМИ и архива сайта Авиация России с тегом «операция в Сирии»