10 октября 2017 года в 02.00 мск осуществлён ввод в эксплуатацию нового центра управления полётами (ЦУП) филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Таким образом выполнен переход на управление воздушным движением посредством новой отечественной системы, что имеет стратегическое государственное значение. Столь масштабный и уникальный проект реализован в России впервые, сообщает пресс-служба МЦ АУВД ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Новый Центр управления полётами, оснащённый АС ОрВД «Синтез-АР4», пришёл на смену функционирующей с 1981 года автоматизированной системе УВД «ТЕРКАС», которая на текущий момент, вследствие её морального и физического износа, не в полной мере отвечает современным требованиям в части обеспечения пропускной способности, согласованного принятия решений, эффективных траекторий для эксплуатантов в условиях высокой интенсивности.

Филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляет обслуживание воздушного движения (ОВД) над территорией площадью более 730 тысяч квадратных километров, на которой размещено 70 аэродромов, а именно: 16 аэродромов для полётов гражданской авиации, 48 аэродромов госавиации и 6 аэродромов экспериментальной авиации. Воздушное пространство, обслуживаемое Московским центром, превосходит по размерам территории некоторых Европейских государств более чем в полтора раза. Территориально диспетчерский район, граничит на юге и западе с воздушным пространством Украины и Белоруссии, на северо-западе и севере — с Санкт-Петербургским и Вологодским РЦ, на северо-востоке и востоке — с Кировским и Казанским РЦ, на юго-востоке и юге — с Самарским и Ростовским РЦ.

Объёмы воздушного движения также сопоставимы, по количеству взлётно-посадочных операций московские аэродромы превосходят ряд европейских. Интенсивность воздушного движения в районном диспетчерском центре (РДЦ) и Московском аэроузловом диспетчерском центре (МАДЦ) — одна из самых высоких в Российской Федерации. Более 56% от всех полётов, выполняемых в Российской Федерации, выполняются через воздушное пространство РДЦ и МАДЦ, которое контролируют авиадиспетчеры Московского центра АУВД.

Через РДЦ в среднем ежегодно проходит более 790 тысяч воздушных судов иностранных (672) и российских (420) авиакомпаний, из которых около 87 тысяч следует транзитом.

Московский узловой диспетчерский район не имеет аналогов в России, как по своей структуре, так и по интенсивности воздушного движения. Среднесуточное количество обслуженных ВС составляет около двух тысяч. Максимальная часовая интенсивность воздушного движения на аэродромах Домодедово, Шереметьево и Внуково составляет 47-59 ВС/час. А количество обслуженных пассажиров достигает 72 миллионов в год.

Читайте также  «Вертолёты России» покажут на «Иннопроме» конвертоплан RHV-35

Решение о строительстве и оснащении нового центра управления полётами для Московского укрупненного центра единой системы ОрВД было принято Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2007 года № 1130-р.

Работы выполнялись генеральным подрядчиком ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» по Государственному контракту с привлечением субподрядных организаций ОАО «ВНИИРА», ОАО «Фирма «НИТА», ООО «ЛОТЕС ТМ». Общее количество бюджетных и внебюджетных средств для создания и внедрения АС ОрВД «Синтез-АР4» составляет более 3,7 млрд руб.

Автоматизированная система ОрВД Московского центра состоит из 10 комплексов (подсистем), в т.ч. комплекса средств автоматизации управления воздушным движением, планирования использования воздушного пространства, средств передачи информации, метеорологического обеспечения, защиты информации, обеспечения справочной информации, подсистемы речевой связи, подсистемы технического управления и контроля, средств единого времени, комплексного системного тренажёра.

На момент утверждения технического задания и заключения контракта российской промышленностью не производился серийный выпуск оборудования с характеристиками, необходимыми для оснащения Московского центра, и данную систему ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» разрабатывал на основе имеющихся систем, а также с учётом дополнительных требований заказчика.

На протяжении 2012-2016 годов проводились «тестовые» испытания системы, в которых принимали участие инженерный и диспетчерский состав филиала «МЦ АУВД». В течение всего периода велась работа по исправлению выявленных специалистами филиала «МЦ АУВД» замечаний, без устранения которых безопасная эксплуатация нового ЦУПа была бы невозможна. После проведённых в конце 2016 года приёмочных эксплуатационных испытаний, которые подтвердили отсутствие замечаний у специалистов филиала «МЦ АУВД», было принято решение о переводе УВД в новый центр.

Вводу в эксплуатацию нового Центра управления полётами предшествовали испытания и настройка оборудования, большая работа по тестированию системы и рабочих мест, а также обучение персонала и тренажёрная подготовка.

Читайте также  В Екатеринбурге завершается реконструкция аэродромных покрытий аэропорта Кольцово

Для инженерного состава филиала наиболее важной стороной подготовки стало изучение порядка эксплуатации нового технологического оборудования. Поскольку элементная база новых систем ОВД кардинально отличается от техники, на которой построена АС УВД «ТЕРКАС», её диагностика и техническое обслуживание также отличается от давно освоенных технологий технической эксплуатации. Для освоения новых видов оборудования инженерный персонал прошёл персонально ориентированные специализированные курсы обучения. К маю 2017 года весь диспетчерский персонал прошёл подготовку для работы на технологическом оборудовании АС ОрВД «Синтез-АР4» и в последующем проходил тренировки на тренажёре и на системе для поддержания практических навыков, в том числе и при подготовке к работе в осенне-зимний период. Успешному выполнению подготовки способствовало активное участие значительной части диспетчерского и инструкторского персонала в проведении многочисленных проверок и испытаний нового оборудования, функционала системы, отработки интерфейса, эргономики и информативности отображения информации. Для проведения испытаний нередко формировались группы до 50-60 специалистов ежедневно, что позволило уже в этот период ознакомиться с новой системой большинству специалистов.

Основная задача внедрения новой АС ОрВД состоит в создании в Российской Федерации системы организации воздушного движения, которая соответствует положениям эксплуатационной концепции ИКАО и обеспечивает требуемый уровень безопасности полётов, оптимальные экономические показатели для всех пользователей на всех этапах полёта, соблюдение требований национальной безопасности и охраны окружающей среды.

АС ОрВД «Синтез АР4» обрабатывает информацию от 21 источника радиолокационной информации (включая смежные центры), 13 источников автоматического зависимого наблюдения и 3-х автоматических радиопеленгаторов. Количество автоматических приёмо-передающих центров – 25. Наземное оборудование Московского Узлового Диспетчерского Района (МУДР) обеспечивает выполнение полётов по спецификации RNAV-1. Наземное оборудование Районного Центра (РЦ) обеспечивает выполнение полётов по спецификации RNAV-5.

В состав АС ОрВД «Синтез АР4» входят следующее количество автоматизированных рабочих мест (АРМ):

  • 31 АРМ Планирования использования воздушного пространства и организации потоков воздушного движения (ЗЦ);
  • 72 АРМ Аэродромного диспетчерского центра (АДЦ);
  • 83 АРМ Районного диспетчерского центра (РДЦ);
  • 2 АРМ Местного диспетчерского пункта (МДП);
  • 22 АРМ Средств технического управления и контроля, а также средств объективного контроля, и тестового комплекса;
  • Количество рабочих мест тренажёрного комплекса составляет 46 АРМ.
Читайте также  Аэропорт «Томск» объявил о субсидированных перевозках на 2017 год

Установленное современное оборудование позволит повысить интенсивность полётов в Московской зоне путём увеличения пропускной способности секторов УВД за счёт увеличения автоматизации процессов обслуживания воздушного движения и применения новых технологий.

В новой АС ОрВД реализован ряд функциональных возможностей:

  • автоматизированный обмен информацией о планах полетов с соседними центрами УВД;
  • обнаружение краткосрочных и среднесрочных конфликтных ситуаций на глубине прогноза до 8 минут и от 8 до 20 минут соответственно;
  • контроль за выдерживанием горизонтальной и вертикальной траектории воздушных судов (MONA);
  • поддержка при принятии решений диспетчером(CORA);
  • обработка информации, поступающей от радиолокатора режима «S» (на индикаторе у диспетчера отображаются выставленные пилотом в кабине параметры полёта ВС (скорость, высота), что позволяет диспетчеру контролировать корректность и правильность переданной и принятой команды);
  • после оснащения АКДП Московских аэродромов будет реализовано управление прилетающим и вылетающим потоком воздушных судов (AMAN/DMAN).

В настоящее время значения пропускной способности воздушного пространства существующей структуры, приближается к пороговым показателям. И имеющиеся ограничения самой структуры воздушного пространства не позволяет существенно её увеличить.

Технические возможности нового Центра управления полётами оснащённого современной АС ОрВД позволят осуществить переход на новую структуру воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД.

В новой структуре воздушное пространство Московской зоны ЕС ОрВД будет разделено на 44 сектора (22 – РДЦ, и 22 – МАДЦ).

В рамках реализации ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации (2009–2020)» осуществляется поэтапное совершенствование навигационной инфраструктуры Московской зоны. В настоящее время введены в действие 30 средств навигации (ДМЕ и ВОР/ДМЕ).

В рамках Федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения в Российской Федерации 2009 – 2020», реализуемой Госкорпорацией под контролем Министерства транспорта РФ и Росавиации, уже введены в эксплуатацию укрупненные центры ЕС ОрВД в Хабаровске, Самаре, Магадане, Иркутске, Красноярске. На подходе центры в Тюмени и Екатеринбурге.